В ЦАГИ обсудили реализацию международных флагманских проектов
09-02-2021

Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») принял участие в семинаре НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» по реализации международных проектов 8-й Рамочной программы ЕС «Горизонт 2020». Мероприятие прошло 9 февраля в гибридном формате на площадке Технопарка ЦАГИ. «Сегодня в рамках встречи мы обсудили промежуточные итоги флагманских научно-исследовательских проектов с ЕС, а также наметили и скорректировали дальнейшие шаги по их реализации. Примечательно, что в семинаре принимают участие представители исполнительных органов власти: Министерства промышленности и торговли РФ, а также Министерства науки и высшего образования РФ, которые оказывают всемерную поддержку нашим работам в части согласований с европейскими партнерами», — отметил генеральный директор ФГУП «ЦАГИ», член-корреспондент РАН Кирилл Сыпало. Международные научно-исследовательские работы, в которых участвует ЦАГИ, посвящены вопросам безопасности полетов в условиях обледенения, создания самолета с гибридной силовой установкой, многодисциплинарной оптимизации и др. Так, в рамках проектов ICE-GENESIS и SENS4ICE проведены работы по исследованию образования льда на поверхностях летательных аппаратов в условиях переохлажденных осадков и снега. Специалисты института разрабатывают экспериментальные методики и численные программы для исследования обледенения летательных аппаратов в этих сложных погодных условиях. Условия переохлажденных осадков вошли в новые нормы летной годности ЕС и США (Приложения O к CS 25/FAR 25). Готовится проект по принятию этих норм в России. Проводимые работы особенно актуальны в свете предстоящей сертификации отечественных летательных аппаратов по международным нормам. В проектах IMOTHEP и FUTPRINT50 рассматриваются технологии гибридных электрических силовых установок (ГЭСУ). ЦАГИ проводит расчетные и экспериментальные исследования в области интеграции планера самолета и силовой установки, а именно: обдув воздушными винтами распределенной ГЭСУ механизированного крыла для улучшения взлетно-посадочных характеристик, интерференция крыла с установленными на концах воздушными винтами ГЭСУ для снижения индуктивного сопротивления или повышения КПД воздушных винтов. Формируются концепции региональных самолетов с ГЭСУ, использующие указанные эффекты интеграции для повышения эффективности летательных аппаратов. Проект AGILE посвящен созданию системы многодисциплинарной оптимизации, объединяющей различные инструментарии дисциплинарного анализа и специалистов, работающих в различных отраслях. Проект позволяет решать задачи многодисциплинарной оптимизации на ранних этапах разработки авиационной техники, с целью создания более проработанных и готовых к производству образцов ЛА. Технологии AGILE внедряются в методики оптимизации мотогондол перспективных отечественных ЛА. Ключевой целью проекта SAFEMODE является создание технологии оценки и учета влияния человеческого фактора на ранних стадиях разработки образцов воздушного и морского транспорта. Основным результатом должны явиться обоснованные руководства для эффективного анализа роли человеческого фактора в происшествиях, а также для постоянного мониторинга и учета в дальнейших операциях. Ключевой целью участия ЦАГИ является создание технологии полунатурного моделирования критических режимов полета пассажирского самолета и рисков, обусловленных человеческим фактором. В завершение встречи стороны определили направления, по которым сегодня необходимо интенсивно работать для достижения высоких результатов в авиатранспортной отрасли. «Обсуждавшиеся научно-исследовательские работы интересны прежде всего многогранностью своего применения — как в чисто научном, фундаментальном аспекте, так и практическом, прикладном ключе. Явным подтверждением этому является участие в подобных семинарах представителей отечественных промышленных предприятий», — прокомментировал заместитель генерального директора по координации международного сотрудничества и в

, user