Современные способы мониторинга технического состояния композитных конструкций, разработка и исследование свойств новых материалов, предотвращение коррозии и абразивного износа поверхностей летательных аппаратов (ЛА) — эти и другие актуальные темы были затронуты в докладах участников IV Научно-технического семинара «Инновационные технические решения для обеспечения безопасности конструкций ЛА». Мероприятие прошло 9 декабря в Технопарке Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского»). Во вступительном слове заместитель генерального директора ФГУП «ЦАГИ» — начальник комплекса прочности ЛА Михаил Зиченков отметил широкий круг вопросов, которые планируется обсудить в ходе семинара при основном акценте на передовые для авиационной индустрии технические достижения. «При проектировании современных самолетов и вертолетов важно соединить все имеющиеся знания и инновации, существующие в технике. Если это удается, мы получаем синергетический эффект, и наши перспективные и эксплуатируемые сейчас конструкции летательных аппаратов становятся конкурентоспособными. Считаю, что этот семинар поможет сделать еще один шаг в направлении развития в России прорывных научных достижений», — сказал Михаил Зиченков. Доклад «Сравнение выявляемости малозаметных ударных повреждений по результатам ультразвукового неразрушающего контроля и 3D-сканирования поверхности» представила начальник Научно-исследовательской лаборатории перспективных методов испытаний и контроля состояния конструкций ФГУП «ЦАГИ» Светлана Смотрова (соавтор — Валерий Иванов, д.т.н., проф., ЗАО «Научно-исследовательский институт интроскопии МНПО «Спектр», г. Москва). Она сообщила о результатах работы по созданию и исследованию ударочувствительного индикаторного полимерного покрытия для авиационных конструкций. Проект был выполнен большим коллективом ученых, в который наряду с сотрудниками лаборатории вошли специалисты двух институтов РАН. Совместная разработка призвана повысить уровень безопасности полетов ЛА с композитными элементами. Визуальный осмотр внешних поверхностей самолета с помощью нового покрытия, освещаемого ультрафиолетовым светом, позволит оперативно обнаруживать невидимые невооруженному глазу случайные ударные повреждения, которые, в случае необходимости, могут быть измерены с использованием более сложного специального оборудования неразрушающего контроля. Также на семинаре выступили ученые и специалисты МГУ им. М.В. Ломоносова, ФГУП «ГосНИИАС», Института физической химии и электрохимии РАН, Института математики, механики и информатики КубГУ (Краснодар), ВУНЦ ВВС «ВВА им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (Воронеж), Института химии ДВО РАН (Владивосток). Для ознакомления широкого круга авиационных специалистов с научно-техническими достижениями организаторы разместят презентации докладов, прозвучавших на семинаре, на сайте Технопарка ЦАГИ, а в 2021 году планируется издать сборник статей участников в одном из научных журналов. Семинар прошел в рамках отраслевой Научно-технической конференции «Прочность конструкции летательных аппаратов». Организаторы — Лаборатория перспективных методов испытаний и контроля состояния конструкций ЦАГИ и Управление инновационной инфраструктуры и технологий института. Мероприятие прошло в очно-заочном формате.